Расходы

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Критерии и основания возникновения расходных обязательств установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним законами и (или) иными нормативными правовыми актами, заключенными договорами (соглашениями).

Расходы бюджетов бюджетной системы осуществляются посредством определения в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год размера бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. Выделение денежных средств из бюджета в порядке расходования вне правового оформления невозможно.

Бюджетные расходы классифицируются по определенным признакам и категориям, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

При составлении бюджета формируется распределение расходов в разрезе:

  • государственных функций (функциональная структура бюджета);
  • главных распорядителей бюджетных средств (ведомственная структура);
  • государственных программ (программная структура) и непрограммных направлений деятельности;
  • видов расходов (направлений финансового обеспечения расходов учреждений и органов власти).

 

Расходы на реализацию государственных программ.

Государственная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития.

Государственные программы имеют определенную структуру и включают подпрограммы, основные мероприятия, мероприятия.

Каждая государственная программа направлена на реализацию цели, сформированной в соответствии с приоритетами и целями социально-экономического развития, определенными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Для контроля за достижением цели программы и решением ее задач предусмотрены показатели конечного результата, их значения установлены на каждый год реализации программы с учетом параметров прогноза социально-экономического развития. Результативность основных мероприятий оценивается с помощью показателей непосредственного результата.

При формировании целей, задач и основных мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей (индикаторов), рассчитываются объемы соответствующих источников финансирования.

Достижение запланированных целей и результатов обеспечивается закрепленными органами власти - ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками программ.

 

Расходы на реализацию майских Указов Президента Российской Федерации.

Майские указы Президента Российской Федерации - группа из 11-ти Указов, подписанных Президентом Российской Федерации в 2012 году, направленных на развитие экономики, здравоохранения, повышение зарплат бюджетникам, создание новых рабочих мест, доступного жилья, повышение качества ЖКХ, модернизацию армии и реализацию внешнеполитического курса.

Порядок исполнения Указов прописан в поручениях правительству в целом и отдельным ведомствам для выполнения в течение 2012−2020 годов. Одни поручения предписывают достичь определенных показателей (например, повысить среднюю зарплату медицинских работников, снизить количество заболевших туберкулезом и др.), а другие — подготовить необходимые для исполнения Указов нормативно-правовые акты.

Исполнение указов финансирует государство: расходы делятся между федеральным бюджетом и бюджетами регионов.

 

Расходы, связанные с предоставлением льгот и преференций по налоговым и неналоговым платежам.

Помимо выделения и расходования бюджетных средств в рамках Закона «О бюджете», т.е. «напрямую», расходы бюджета могут возникать по иным, «косвенным» причинам. Так, например, в случае, если принято решение о предоставлении льгот по налогам отдельным категориям налогоплательщиков в очередном финансовом году, то в этот период бюджет недополучит средства в объеме использованных налогоплательщиками налоговых льгот.

Налоговые расходы - расходы бюджета в виде недополученных платежей в бюджет, возникающие в результате установления налоговых льгот, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, муниципальными актами об установлении региональных и местных налогов.

Аналогичная ситуация с возникновением выпадающих доходов бюджета возможна и по неналоговым доходам за счет установления пониженных ставок, освобождения от уплаты неналоговых платежей отдельных групп (категорий) налогоплательщиков (например, по арендной плате за землю).

Предоставление льгот носит стимулирующий характер и направлено на поддержку различных категорий налогоплательщиков, имеющих приоритетное значение для развития экономики, инфраструктуры конкретного региона, либо нуждающихся в поддержке (например, некоммерческие организации социальной направленности). Высвободившиеся благодаря льготе средства, налогоплательщики расходуют на приобретение объектов основных средств, техническое перевооружение и т.п.

Одновременно с предоставлением возможности использовать высвободившиеся средства, государство осуществляет контроль за эффективностью налоговых льгот, т.е. оценивает насколько субъект, воспользовавшийся льготой, соблюдает условия ее предоставления, а также насколько экономически целесообразно наличие соответствующей льготы.

В этих целях ежегодно в соответствии с утвержденными методиками осуществляется оценка эффективности налоговых льгот, предоставленных по решениям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за отчетный год. По результатам оценки принимаются решения о продлении срока действия льгот либо о прекращении их действия и отмене.